2018-07-02T13:42:12+03:00

Новые векторы в допобразовании: от калькулятора до летающего автомобиля

В настоящее время система дополнительного образования детей проходит через значительные преобразования
Ирина Грабцевич: «Наша цель - удержать талантливых людей в Томской области». Фото: edu.tomsk.gov.ruИрина Грабцевич: «Наша цель - удержать талантливых людей в Томской области». Фото: edu.tomsk.gov.ru
Изменить размер текста:

В современном быстро меняющемся мире в век высоких технологий образование должно гибко откликаться на их (мира и технологий) запросы. Человек должен управлять этим миром. А соответственно, он должен обладать новыми знаниями и компетенциями. И в этом смысле система дополнительного образования детей начинает играть даже большую роль, чем школьное.

Изменить содержание образовательных программ так, чтобы они были разнообразными и интересными для юного поколения, а также объединили максимальное количество ребят - одна из важнейших задач федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование». О том, как этот проект реализуется на территории Томской области, рассказала начальник регионального управления общего образования Ирина Грабцевич.

Стратегически важная «начинка»

Ключевая цель проекта - к 2020 году охватить дополнительным образованием 80 % детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе 20% ребят должны заниматься по программам технической и естественнонаучной направленности. Современным малышам и подросткам нужны кружки и секции, связанные с инженерными профессиями и ориентирующие их на те специальности, которые в будущем создадут основу российской экономики.

- К сожалению, аналитика охвата детей в системе допобразования показывает, что в основном выбор ребят идет в сторону программ художественно-эстетического направления (они более привычны и понятны для родителей), - начала беседу Ирина Грабцевиц. - Наряду с развитием творческих способностей подросткам необходимо овладевать современными технологиями, чтобы стать востребованными специалистами в большинстве современных сфер профессиональной деятельности. Невозможно в век цифровизации, IT-технологий и гаджетов оставить ребенка с молотком и гвоздем в руках, он живет и будет строить будущее в другом мире.

Современные дети много времени проводят в интернет-пространстве, пропуская через себя большой объем информации, подчас несодержательной и наносящей вред несформировавшейся психике ребенка. Наша задача создавать такие образовательные информационные ресурсы, которые позволили бы ребенку овладевать новыми знаниями и приобретать необходимые компетенции. Это должно стать неотъемлемой частью образовательных программ в обновленной системе дополнительного образования.

Но для того чтобы такие программы появлялись, необходимо провести трансформацию в работе педагогов допобразования и всей системы в целом.

Глобальная перестройка

Томская область в 2018 году получила от Министерства образования и науки субсидию в размере 14 миллионов рублей, эти средства направили на реализацию основных парламентов проекта «Доступное дополнительное образование». О чем же идет речь?

В первую очередь будет проведена большая инвентаризация ресурсов дополнительного образования региона. В масштабную базу войдет информация о всех учреждениях как общего, так и профессионального образования (в том числе и вузы), объекты физической культуры и спорта, музеи, концертные залы - все те площадки, на которых могут реализоваться программы допобразования.

- Хотелось бы, чтобы реестр пополнили ведущие предприятия и организации, которые могут стать стажировочными площадками, - дополнила руководитель департамента. - Наша цель - удержать талантливых людей в Томской области, а для этого нужно, чтобы дети уже в школьном возрасте понимали: на территории региона они будут востребованы.

При создании базы будут учитываться материально-техническое оснащение учреждений, а также спектр предоставляемых лицензированных программ. В итоге должна получиться электронная система, в которой ребенок, войдя через личный кабинет, по своему запросу получит несколько вариантов организаций, предоставляющих образовательные услуги в зоне его интереса.

Следующая глобальная задача, предполагаемая в рамках реализации проекта, - это переход на персонифицированное финансирование. В настоящее время бюджетные учреждения получают средства по муниципальному заданию. К примеру, организации выдается на год определенная сумма денег, которая идет на образование условно 100 человек. Но по факту к концу года по определенным причинам, в том числе из-за падения интереса, остается только часть детей. Финансирование при этом не изменяется. При персонифицированном финансирования на каждого ребенка заводится своеобразный «виртуальный кошелек» и средства организация получает за каждое занятие, посещенное ребенком, - это мотивирует создавать программы более качественного уровня, востребованные у современных детей.

- Внедряется механизм персонифицированного финансирования, мы даем детям возможность обучаться по дополнительным программам в организациях любой формы собственности, то есть бесплатно посещать занятия в частных центрах, вузах, - уточнила Ирина Борисовна.

Сейчас подобный механизм финансирования апробируется в 10 муниципальных образованиях региона: в Асине, Колпашеве, Стрежевом, Северске, Томске, а также в Кривошеинском, Молчановском, Парабельском, Первоймайском районах. На персонифицированное финансирование учреждения выводят пока только по нескольким образовательным программам. Планируется, что к 2020 году по такому механизму будут работать все 20 муниципалитетов Томской области.

Начальник департамента образования уточнила, что в текущем году на базе МБОУ ДО «Областной центр дополнительного образования» был создан Региональный модельный центр. Являясь оператором проекта «Доступное дополнительное образование для детей», он координирует всю деятельность - организационную, методическую, информационную. Вскоре планируется создание двух межмуниципальных опорных центров - в Колпашеве и Томске, к 2020 году их количество должно увеличиться до 6.

Безусловно, очень важно, чем занимаются дети, но не менее значимо то, кто их учит. Поэтому переподготовка, непрерывное образование педагогов, которые работают в системе дополнительного образования, и, конечно, система стимулирования таких специалистов - это тоже важнейший приоритет, которым необходимо заниматься.

- Сегодня на базе Регионального модельного центра есть ряд дистанционных и очных курсов для педагогов, открытые занятия регулярно проходят на базе первого детского технопарка «Кванториум». Это лишь часть тех возможностей, которые открыты перед педагогами, - добавила Ирина Грабцевич.

Подводя итог, Ирина Борисовна отметила, что современным родителям необходимо понимать, что дополнительное образование - важнейшее составляющее звено цепи непрерывного образования детей. Система меняется согласно требованиям современности, перестраиваясь под ориентиры, по котором нужно будет жить нашим детям.

Еще больше материалов по теме: «Школьная газета. Томск»

 
Читайте также