Премия Рунета-2020
Томск
+12°
Boom metrics

И такое школьное начало

Сергей СЕРДЮК
Участие педагога начальных классов Ирины Кирилловой в региональном этапе «Учителя года» - это победа все 198 школы Северска! Фото предоставлено МБОУ «СОШ №198» города Северска.

Участие педагога начальных классов Ирины Кирилловой в региональном этапе «Учителя года» - это победа все 198 школы Северска! Фото предоставлено МБОУ «СОШ №198» города Северска.

Фото: Предоставлено "КП"

Успеху своего педагога порадовалась вся 198-я школа Северска: учитель начальных классов Ирина Кириллова на XXI региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2018» преодолела серьезный отбор, завоевала место в финале и стала лауреатом!

…Когда-то выпускница одной из северских школ по окончании вуза вернулась молодым специалистом в родной город, где начала работать в 78-й школе, а вскоре перешла в выросшую на ее глазах новенькую 198-ю и верна ей до сих пор.

НЕ ТОЛЬКО СОПЕРНИЧЕСТВО

- Участие в конкурсах и добытые в них значимые места - это все равно победа целого коллектива, - настаивает на своем мнении Ирина Олеговна. - Потому что я не одна прошла этот путь к успеху, мои коллеги помогали отрабатывать все открытые уроки, мастер-классы, методические семинары. Наш педагогический коллектив дружный, сплоченный, всегда есть и взаимовыручка, и взаимная поддержка. Это мое первое участие в «Учителе года», в других профессиональных конкурсах имеется большая практика. В 2015 году я была победителем очного регионального конкурса «Учительница первая моя»; тогда же стала лауреатом премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры. В 2014-м победила в конкурсе приоритетного нацпроекта образования. И уже 5 лет подряд - губернаторский стипендиат, имеющий еще в своем портфолио почетную грамоту Министерства образования.

- Визитка внушительна. Чем же берете в своей профессиональной успешности?

- Наверное, современность, свежесть взгляда на жизнь не были бы так хороши без базового 26-летнего опыта моего учительства. На этом своем опыте я строила все свое конкурсное выступление - говорила о том, как необходимо формировать у современного школьника компетенции, которые ему будут необходимы в жизни. Это подход ориентирован не столько на «знания» или «навыки», сколько на активное применение получаемых знаний в практике, их прикладной характер.

-А какие впечатления о последнем конкурсе?

- Запомнился высокий и доброжелательный уровень организации, когда все всегда и обо всем своевременно оповещены, знают, когда, куда и с кем им идти. Тронула атмосфера в тех школах, где нас принимали на открытые уроки. Было конкурсное условие, что мы приходим в чужую школу и на тех детях, которых не знаем, должны дать урок и показать себя как профессионалы. Мне выпало это делать в 40-й школе Томска, в 4 «В», и я очень признательна учительнице Ольге Бушта, всем ее «классным» ребятишкам. Эти дети видели меня впервые жизни, а как за меня переживали! Они так старались мне помочь, не подвести!

НУ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ШКОЛА!

Завучу по начальной школе Ирине Калиновской я предложил представить свою 198-ю для лучшего знакомства: чем и как она живет?

- Основой нашей коллективной жизни назову активную жизненную позицию администрации и педагогов. Здесь в первую очередь нужно благодарно сказать о директоре Владимире Дроздове. Опытный, мудрый наставник и психолог - с ним в коллективе мы работаем спокойно, без лишней «заорганизованности»: никто не тянет одеяло на себя, но каждый педагог выполняет свои обязанности на 100%. Из таких слагаемых в общей сумме и получается хороший коллективный результат, стабильно высокое качество обучения.

- У вас самая густонаселенная школа Северска…

- Школа заработала себе авторитет у родителей, и они охотно ведут к нам своих детей. Мы не проводим никаких конкурсов при наборе, берем всех по прописке. А в итоге показываем результаты на одном уровне с лицеями, гимназиями. Педагоги являются призерами и победителями профессиональных конкурсов. И ребята постоянно показывают высокие результаты в учебе: скажем, наша школа первая по ЕГЭ в прошлом году во всем Северске. В этом году есть победители городской метапредметной олимпиады, в прошлом году - победители такой олимпиады на уровне Росатома среди старших школ всех закрытых городов.

Все время есть некие преобразования, которые не дают нам «обрасти мхом». Вот была раньше 3-летняя начальная школа, а теперь это - 4 года. Новые измерительные инструменты пришли в школу, стали проводиться ВПР и метапредметные работы, о которых мы не знали раньше. Появился Федеральный государственный образовательный стандарт - а это не только новые технические средства, а вообще другое понимание урока, задач учителя. Самым активным действующим лицом на занятии теперь должен быть ученик. Есть теперь и ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, но к его требованиям мы были подготовлены: у нас такие школьники уже были, опыт работы с ними мы с Ириной Олеговной описали, систематизировали и представили в марте 2018 года на Международную выставку «УчСиб» конкурсную работу по социализации «особенных» детей в условиях общеобразовательной школы. И эта работа получила малую золотую медаль выставки.

УРОКИ… ЖИЗНЕННОГО

Снова мой собеседник - учитель-лауреат Ирина Кириллова.

- Сейчас все больше становится «особенных» ребятишек, таких, к которым требуются специальные подходы и условия образования. У кого-то задержки физического развития или развития речи, контактные трудности, ослабленное зрение, сниженный слух. Раз введен стандарт для обучения таких детей - мы обязаны это делать в общем классе, рядом и вместе со всеми ребятами. Это тоже профессиональные вызовы на нашем рабочем месте, которые не дают нам на этом месте стоять.

- А как все-таки удается обобществлять и собирать их в единую аудиторию, понимая, что они все разные?

- Любить надо всех детей. Самое главное, чтобы каждый из них вырос достойным человеком. Мы их научим учиться - и они дальше будут это делать сами. А вот быть достойными людьми, активными гражданами с позитивно жизненной позицией, с яркими целевыми установками - это наша задача.

У нас в начальной школе есть научное общество «Эрудит», которым я руковожу уже несколько лет. В нем работают ребятишки с первого по четвертый класс, в разновозрастных составах - в парах, в группах, индивидуально. Выступают в совершенно разных ролях. И такие моменты тоже способствуют их социализации, включению не только в коллектив собственного класса, но и в коллектив начальной школы вообще.

Мы с первоклассниками в 2017 году участвовали в международном проекте «Global lesson» - и в числе 11 видеороликов, которые переведены на английский язык и представляют участие образовательных организаций РФ, на сайте ЮНЕСКО размещен ролик северской школы № 198, учеников и родителей 1 «В» класса. На этом своем уроке говорили о том, как мало на Земле чистой питьевой воды и что каждый человек, не затрачивая каких-то огромных усилий, может беречь такую воду.

Подводя итог беседы, Ирина Олеговна отметила:

- Искренне считаю, что моя школа - лучшая. Мне кажется, что, оставаясь классической школой, мы даем качественное современное образование, и в этом наш конек.