Общество

Три «кита» потребкооперации

У томской потребкооперации глубокие корни. Это - сложившаяся социально - экономическая система, которая не только прочно обосновалась на территории области, но и во многом определяет сложившийся жизненный уклад на селе.
Три «кита» потребкооперации

Три «кита» потребкооперации

Встречное движение

Из исторических хроник известно, что первое общество потребителей на территории Томской губернии появилось в 1911 году . Его в селе Иловка Зырянского района организовал политический ссыльный Николай Изомченко. Идея добровольного объединения людей на паевых началах оказалась жизнеспособной. В первую очередь это торговля, затем - общественное питание, производство потребительских товаров. В лучшие годы на долю кооператоров приходилось практически 50 процентов товарооборота на селе. А что изменилось с началом рыночных отношений?

- Сравнивать потребкооперацию советского периода с его нынешним положением проблематично, да и не нужно,- говорит председатель Совета Томского облпотребсоюза Юрий Палосон,- Все дело в том, что тогда действовал совершенно другой механизм - все было предельно регламентировано. В советские годы ни одной картофелины не уходило за пределы области, минуя потребкооперацию. Действовали различные фонды, заранее оговаривались рынки сбыта и объемы поставок продукции. В настоящее время наши кооперативные организации действуют в 13 районах области, обслуживая проживающее в них население. Потребкооперация области объединяет в своих рядах более 7 тысяч пайщиков и 1093 работника. Годовой оборот предприятий, входящих в систему «Облпотребсоюза», превышает 1,5 миллиарда рублей.

Живое дело

В системе Томского облпотребсоюза действуют 15 производственных предприятий. В 2016 году ими было произведено потребительских товаров на сумму более 240 миллионов рублей. Кооператорами было произведено около 4000 тонн хлебобулочных изделий. На предприятиях общественно питания оборот составил 140 миллиона рублей. Поднимается с колен заготовительная отрасль кооператоров. Отметим, развивая заготовительную деятельность в Томском облпотребсоюзе решают сразу несколько задач - обеспечивают необходимой продукцией свое общественное питание, производство и торговлю. Стабильно работают кооперативные предприятия и в текущем году.

- Если оценивать место Томской потребкооперации в рейтинге «Центросоюза», - поясняет Юрий Палосон,- то мы, с нашими объемами, находимся в середине списка. Все четыре направления - торговля, общественное питание, производство , заготовка и переработка продукции- звенья одной цепи. Если произойдет сбой в одной из них, то это отразиться вв работе других. Поэтому, они как были в центре внимания, так и остаются . Кроме того, развиваем материально техническую базу. В Томске, на Бердской, при поддержке областной администрации создали добротное морозильное хозяйство на 550 тонн постоянного хранения для того, чтобы из районов области доставлять дикоросы, рыбу и другую продукцию. Начата модернизация областного центрального рынка. В этом году заканчиваем строительство заготовительного пункта с морозильным оборудованием для хранения рыбы и дикоросов в Каргаске.

Есть на кого равняться

Экологически чистая., натуральная продукция предприятий потребительской кооперации, реализуемая через собственную торговую сеть, в большом почете у местного населения. Несмотря на растущую конкуренцию со стороны многочисленных предприятий сетевой торговли, люди, тем не менее, отдают предпочтение хлебобулочным и кондитерским изделиям, другим продуктам питания местных производителей. Хорошо в этом плане работают кооператоры Асиновского, Первомайского, Зырянского , Каргасокского и других районов.

- Комплексный подход к организации дела - отличительная, черта наших ведущих успешных руководителей предприятий,- поясняет Юрий Палосон. - Своеобразным маяком, с которого принято брать пример, безусловно, является Асиновский райпотребсоюз, возглавляемый «старожилом» отрасли, депутатом областной Думы Олегом Громовым. У этого предприятия, которое дает более 25 процентов объемов , производимой в «Облпотребсоюзе» продукции, среди производственных «изюминок» и массы других достоинств я бы выделил главное - четкое следование изначальным кооперативным ценностям. Хорошая молодая команда, которой успешно руководит Евгений Рыжов, подобралась в Первомайской потребкооперации. Высокий личный авторитет отличает и Сергея Карелина, возглавляющего Каргасокское потребительское общество.

В яркий смотр достижений в этом году вылилось участие кооператоров в ярмарке, посвященной Дню пищевика, на которой «Облпотребсоюз» представил более 100 наименований продукции. Многочисленные посетители с удовольствием отведали рыбные колбаски и дичь из Каргасокского и Первомайского районов, фирменный березовый сок и выпечку с самой разнообразной начинкой.

В настоящее время в рамках соглашения с администрацией области потребкооперация наполняет конкретикой программу развития потребительской кооперации на ближайшую перспективу. Так что, в свое будущее кооператоры смотрят уверенно.