Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика15 марта 2022 9:40

В России предложили разрешить детям работать с 13 лет

За год школьники в три раза чаще стали искать работу (16+)

Фото: Shutterstock

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает создать в России новые возможности для подростков быть вовлеченными в трудовые отношения и получать профессиональные навыки на рабочем месте.

ЖЕЛАНИЕ ЕСТЬ, НО БЕЗРАБОТИЦА РАСТЕТ

По данным Росстата, количество безработных среди получивших среднее специальное образование в 2010–2015 годах составило 320 200 человек или 11,7%, а из трудоустроенных выпускников училищ и техникумов 38,3% имели работу, не связанную с приобретенной во время обучения профессией. В России безработица среди молодежи в возрасте 18–29 лет составила 16%. Но если включить и возраст 15–17 лет, то уровень будет еще выше.

Многие подростки стараются стать самостоятельными. Чтобы не спрашивать деньги у родителей на кино и другие развлечения, чтобы иметь возможность угостить любимую девушку, чтобы начать взрослую жизнь. 30-40 лет назад школьники во время летних каникул часто работали дворниками, фасовщиками. Причем, часто – нелегально. Родители или знакомые устраивали их на свой страх и риск. Сейчас времена поменялись и многие подростки, даже не получив среднее образование, могут, к примеру вести соцсети, писать статьи и даже работать программистами в сфере IT.

15-летняя Евгения (имя изменено) из Тверской области искала работу из-за того, что у родителей не было денег на ее личные расходы. «Я начала искать заработок там, где у меня есть базовые навыки: выгул собак, уход за ними и начальная дрессировка. Но вакансий для моего возраста крайне мало – предлагают только раздавать листовки-информацию у больших магазинов», - сказала она корреспонденту «КП».

Ситуацию усложнила пандемия. По данным одного из крупнейших сервисов по найму, в 2020-м году дети в России стали в 2,8 раза чаще искать работу, чем в 2019-м.

ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН

При этом в мире есть страны, в которых результаты по молодежной безработице гораздо лучше российских: в Швейцарии – 6,9% среди возраста 15–29 лет, в Новой Зеландии - 9,6% для возраста 15–24 года, в Великобритании – 11,2% для возраста 16–24 года…

Многие развитые страны, чтобы повысить востребованность молодежи на рынке труда, делают ставку на институт ученичества на рабочем месте и вовлекают в него, в первую очередь, несовершеннолетних. В Швейцарии, Германии, Австрии, Дании, Норвегии от 30% до 70% учащихся средних школ задействованы в трудовых отношениях по так называемой системе «дуального» профессионального образования, когда совмещается обучение в школе с обучением на работе.

Фото: Shutterstock

ШВЕЙЦАРИЯ

Швейцарская модель заслуженно является «золотым стандартом» в этой области. Здесь легкая работа разрешена с 13 лет, а с 15 лет подросток имеет право подписывать контракт на полноценное трудоустройство, за исключением работ, которые могут навредить его психофизическому развитию и ограничены возрастом в 16 и 18 лет.

Чтобы региональные власти поддерживали трудоустройство подростков, получивших базовое образование, и обеспечивать условия для компаний по созданию специальных ученических рабочих мест, в 2002-м году был принят закон о профессиональном обучении. В программе задействованы сотни позиций в разных сферах: от общественного питания до высокотехнологичного производства и программирования.

Обучение подростков на рабочем месте формирует всю систему образования в Швейцарии. Две трети школьников в возрасте 14–15 лет выбирают этот путь, и через 2–4 года они уже становятся востребованными специалистами.

Вовлечение подростков в работу для бизнеса является выгодным. По данным на 2019 год, средний годовой доход предпринимателя от найма одного молодого стажера за вычетом его зарплаты и всех сопутствующих расходов составил 3 000 франков.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Великобритания также всячески поддерживает обучение молодых людей во время работы. За прием на стажировку подростка от 16 до 18 лет работодатель получает 1 000 фунтов. Кроме того, он освобождается от обязательств уплачивать вклад в фонд социального страхования за сотрудника до 24 лет, который находится на программе ученичества, и это позволяет сэкономить 1 500–2 000 фунтов в год даже при минимальной зарплате.

Также государство в зависимости от размера компании оплачивает 95% или 110% расходов на обучение и аттестацию начинающего специалиста. Во время пандемии правительство Великобритании учредило дополнительный грант 2 000 фунтов для компаний, принимающих молодежь 16–25 лет на обучение.

В Новой Зеландии, если работодатель нанимает молодого человека возрастом от 15 до 24 лет с возможностью приобрести новые навыки, то государство платит ему пособие в размере 276 новозеландских долларов (21 000 рублей) в неделю или около 1000 долларов в месяц. Длительность оплачиваемой программы назначается индивидуально в зависимости от сложности профессии, но не превышает 52 недели.

При этом работодатель должен соблюдать следующие требования:

• размер зарплаты не ниже установленного минимального уровня

• вакансия является новой, то есть никто не был уволен, чтобы освободить место;

• рабочее место сохраняется за стажером после программы (за исключением проектной работы с заранее установленными сроками, по итогам которой работник получает необходимые навыки);

Более того, государственные органы полностью покрывают стоимость специализированного обучения через отраслевые учебные организации, а также помогают работодателю в поиске подходящего кандидата, сокращая его расходы на подбор персонала.

В Великобритании подросткам 13–15 лет разрешена частичная занятость. Они освобождены от налогов, если их годовой доход не превышает 12 570 фунтов. В Новой Зеландии минимального возраста для трудоустройства нет. Получается, подросток может начать работать в любое время, но при условии соблюдения ограничения по запрещенным видам работ до наступления 14, 15, 18 и 20 лет.

Фото: Shutterstock

РОССИЯ

С 2014 года в России работает пилотный проект по внедрению дуальной системы образования. Его эффективность была доказана, но в силу определенных трудностей программа до сих пор не получила масштабного охвата. Задействованными оказались всего 57 306 студентов средне-специального обучения (это 1,5–2% от общего количества).

Есть и опыт разовых мероприятий по профориентации и обучению подростков на рабочих местах. Например, администрации крупных городов устраивают акции по стажировке подростков во время последних летних каникул. Но для достижения стабильных результатов необходимо улучшать условия для предпринимателей в сфере найма и обучения молодого поколения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДМИТРИЯ ДАВЫДОВА

Опираясь на примеры развитых стран, Дмитрий Давыдов предлагает создать в России новые возможности для подростков быть вовлеченными в трудовые отношения и получать профессиональные навыки на рабочем месте. Вот его конкретные предложения.

№1

Снизить легальный возраст для вступления в трудовые отношения с 14 лет до 13 лет (с согласия родителей/опекунов) и с 16 лет до 15 лет (самостоятельно). Это позволит предпринимателям находить больше талантливых и трудолюбивых молодых людей в тех сферах, где закон разрешает им работать. Подростки же получат возможность попробовать свои силы еще раньше, чтобы увеличить уровень или количество приобретаемых навыков.

№2

Для компаний, устраивающих на новые вакансии подростков 13–18 лет и обучающих их на рабочем месте, предоставлять субсидии в течение 6–12 месяцев при условии дальнейшего сохранения рабочего места или участия в социально значимом проекте. Размер пособия предлагаем определять на региональном уровне, но в следующих рамках: не меньше минимальной государственной академической стипендии и не больше МРОТ (Согласно Федеральному закону от 06.12.2021 N 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 года в сумме 13 890 рублей в месяц. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом).

Государство выделяет огромные средства на поддержку средне-специального образования и помощь безработным. Часть этого бюджета может быть направлена и на программу увеличения рабочих мест для обучения подростков, поскольку она решает аналогичные задачи. Благодаря господдержке предприниматели будут мотивированы брать юного новичка и взращивать из него специалиста.

№3

Освободить работающих подростков 13–18 лет от взносов по социальному страхованию, а также от всех налогов, если доход не превышает двойного размера МРОТ. За счет льгот, в совокупности с субсидиями за ученичество, найм подростков станет намного привлекательней для работодателей.

№4

Отменить занижение нормы часов в день и в неделю при совмещении учебы с работой, оставив лишь общий возрастной лимит в 24 часа и 35 часов, но только при условии соблюдений требований по обязательному образованию. Тогда у работодателей и у подростков будет больше гибкости в планировании времени. При текущих ограничениях работодатель не мотивирован вкладывать время и усилия в обучение сотрудника, если он не может вовлечь его в полноценный рабочий процесс даже на выходных или каникулах.

Фото: Shutterstock

ПОЛЬЗА

Общественная польза от воплощения вышеуказанных предложений очевидна:

• подростки будут мотивированы набираться опыта еще до получения полного среднего образования, а значит, им будет гораздо легче строить карьеру в будущем, что в итоге приведет к снижению безработицы среди молодежи;

• благодаря вовлеченности подростков в работу, у них будет меньше свободного времени на деструктивное поведение, что приведет к сокращению подростковой преступности, вредных привычек, подростковой беременности и других социальных проблем, присущих этому возрасту;

• увеличится доля населения, вовлеченного в экономическую деятельность;

• качество работы и производительность специалистов в организациях и предприятиях со временем значительно улучшатся;

• предприниматели получат материальную поддержку, а также больше возможностей в поиске талантов для успешного развития бизнеса.

Автор проекта «20 идей по развитию России» уверен, что все вложенные средства и усилия со стороны государства в массовое вовлечение подростков в профессиональные отношения сполна окупятся в среднесрочной и долгосрочной перспективах за счет перечисленных выше преимуществ., а реализация этих мер неминуемо приведет к повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности страны.

Очевидно, что без помощи государства решение этого вопроса невозможно. Дмитрий Давыдов надеется, что государство поддержит эту и другие его инициативы.

Реклама