Казахстан. Кызылординская область. Во время запуска ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10" с "Гагаринского старта" космодрома Байконур. ФОТО Донат Сорокин/ТАСС
- О, я вас знаю! – протянул мне ладонь улыбчивый бородатый дядечка, стоявший на стенде компании, выпускающей электронные учебники. И хитро добавил:
- А вы меня – нет!
- Это как?
- А помните, вы летали на пуск на Байконур, а потом из пресс-центра не могли передать статью в Москву? Так вот – это я! – гордо объяснил мужичок.
- Что «я»?
- Я тогда работал в корпорации «Энергия» программистом. И мне поручили следить за вашей почтой и мешать отправке писем.
Не могу сказать, что очень удивился его рассказу. В конце 90-х – начале 2000-х у меня были напряженные отношения с руководством ракетно-космической корпорации, бывшей «фирмы» Королева.
Став космическим журналистом «Комсомолки» в 1997-м, я первые месяцы с благоговением ходил по тусклым коридорам Центра управления полетом, на цыпочках обходил тренажеры Центра подготовки космонавтов, терпеливо сносил 40-градусную жару на последнем этаже гостиницы на Байконуре, куда селили «не своих» журналистов.
В детстве стены моей комнаты были увешаны портретами космонавтов, я вырезал заметки про очередной полет из «Комсомолки» и «Известий» и клеил в ученические тетради. Перечитывал романтичные книги главного нашего космического писателя Ярослава Голованова. Но уже через несколько месяцев работы «на космической теме» моя голова стала раскалываться от потрясающих противоречий. То, что я видел, никак не соответствовало подростковым представлениям об идеальном мире бесстрашных космонавтов, мудрых конструкторов и все знающих инструкторов.
Приезжаю в Центр подготовки космонавтов и его начальник чуть ли не со слезами на глазах рассказывает, что не может выплатить довольствие офицерам, потому что нет денег. А когда диктофон выключается сетует на то, что у него угнали новенький «глазастый» мерседес.
Бойцы, охранявшие закрытую территорию Звездного, от бескормицы выламывают из машин космонавтов, улетевших на Байконур, магнитолы, чтобы продать на рынке. А за забором Звездного в деревне Леониха нахально растут многоэтажные коттеджи оказавшихся при власти космонавтов.
Начальство РКК «Энергия» просит старушек перечислять хотя бы по 50 рублей в фонд спасения от затопления орбитальной станции «Мир», а само разъезжает на взятых в лизинг Гелендвагенах.
Первым космическим туристом то же самое начальство «Энергии» назначает мусорщика Питера Ллевеллина, которого в США арестовывали за мошенничество. Когда я познакомился с «миллионером» и увидел рот, полный гнилых зубов, в «КП» вышел разоблачительный разворот. За день до зачисления госкомиссией Ллевеллина в отряд космонавтов, он был с треском изгнан из ЦПК.
Или другая история – для улучшения обстановки на станции «Мир», которую преследовали аварии, начальство «Энергии» отправило «Прогрессом» камни, заряженные в пирамиде Голода. Я и об этом написал.
В общем, поводов меня не любить у тогдашнего руководства РКК «Энергия» было предостаточно и мстили они мелко, подленько. История с программистом – лишь один эпизод.
Не по-Королевски
Но я сейчас не о злопамятных начальниках. Я о другом. То, что мы доковыляли до уже совсем позорного эпизода – сбоя десятки раз летавшей ракеты, которая везла на МКС экипаж, – виновато не отсутствие денег, а отсутствие совести, чести, уважения к традициям, заложенным Сергеем Павловичем Королевым и его соратниками.
Мы могли сохранить отрасль даже в самые тяжелые 90-е. Мы могли ее возродить в 2000-е, когда в стране появились нефтяные деньги. Если бы руководители предприятий думали о долге, а не о счете в заграничном банке, загородном особняке и значимости собственной фигуры.
Не все тогда дербанили космонавтику, не все. Помню «красного директора» Анатолия Ивановича Киселева, руководившего Центром Хруничева. И ракеты у него летали, и заказы коммерческие он выполнял. И молодым сотрудникам доплачивал. В тяжелейшие 90-е он строил жилье и детские сады, бесплатно выдавая ордера перспективным инженерам. Его уволили.
Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева Анатолий Киселев в 1997 году. Фото Бориса Кавашкина /ИТАР ТАСС
Помню Бориса Ивановича Каторгина, сохранившего НПО «Энергомаш». При нем американцы стали закупать российские двигатели, которым до сих пор нет аналогов в мире.
Но общее настроение в отрасли было примерно такое: живи сейчас, набивай карман. Неизвестно, что завтра будет.
Роскосмосом с середины 2000-х последовательно руководили три генерала – Перминов, Поповкин и Остапенко, пришедшие из космических войск и гражданского космоса не понимавшие, умевшие командовать, а не руководить сложнейшей отраслью. Предприятия нужно было срочно реформировать, обновлять оборудование, приводить молодежь, избавляться от насквозь прогнивших начальников. Вместо этого писались планы, читались велеречивые доклады.
А космические предприятия продолжали разлагаться.
В конце концов, запас прочности иссяк.
Краткая история последних лет “болезни”
С 2010 года произошло 12 крупных аварий:
5 декабря 2010 года и 2 июля 2013-го упали два «Протона», утрачены шесть спутников «Глонасс».
24 августа 2011, 28 апреля 2015, 1 декабря 2016 потеряны три «Прогресса» с грузами для МКС.
23 декабря 2011 разбился «Союз» со спутником «Меридиан».
А 16 мая 2014 и 2015 годов потерпели крушение «Протоны» со спутниками.
28 ноября 2017-го после пуска ракеты «Союза» с космодрома Восточный не вышел на орбиту спутник "Метеор".
И вот апофеоз: 11 октября этого года ракета «Союз» не вывела к МКС корабль «Союз МС-10» с космонавтами на борту.
Деньги, деньги... Эх…
У нас на орбите сейчас есть только один научный аппарат – космический радиотелескоп «Спектр-Р».
У нас не хватает надежных метеорологических и телекоммуникационных спутников.
Мы с 2011 года не можем вывести на орбиту многоцелевой лабораторный модуль «Наука», который бы увеличил российский сегмент МКС. А научно-энергетический модуль – он должен был полететь вслед на «Наукой» - так и не достроен.
Новая перспективная пилотируемая транспортная система «Федерация» пылится – не понятно на какой ракете она полетит. «Ангару», которую начали проектировать 25 лет назад, снова модернизируют. «Союз-5» существует только в эскизах.
Сейчас аналитики объясняют провалы последних лет тем, что сокращено финансирование отрасли. Мол, поначалу Федеральная космическая программа стоила 2,8 трлн рублей, а сейчас на нее выделили ровно вдвое меньше – 1,4 трлн. Не думаю, что это ключевая проблема. Как заметил Михаил Булгаков в «Собачьем сердце», «разруха не в клозетах, а в головах».
О воровстве при строительстве Восточного наслышаны все. Последняя история – под стартовой площадкой ракеты "Союз" неожиданно обнаружили пустоты и теперь их срочно заделывают.
А вот еще сводки последних месяцев:
- Гендиректор ракетно-космического центра «Прогресс» (здесь изготавливали ракеты «Союз», в том числе и ту, которая не довезла космонавтов на МКС) Александр Кирилин и его дочь под следствием. Якобы, они вывели деньги не туда.
- По делу о мошенничестве задержан зам гендиректора РКК «Энергия» Алексей Белобородов и два его подчиненных. (На "Энергии" изготавливают космический корабль "Союз"). Кстати, в той же РКК был изготовлен так и не вышедший на связь ангольский спутник АнгоСат, новый корпорация должна построить за собственный счет.
- По делу о госизмене задержаны несколько сотрудников ЦНИИмаш, головного института отрасли.
- Возбуждено дело в отношении гендиректора НПО им. Лавочкина Сергея Лемешевского. Его подозревают в хищении 330 млн руб. "Лавочкина" - то самое предприятие, где придумали "Луноходы", межпланетные станции и разрабатывают автоматы для нового штурма Луны.
- Государственный космический НПЦ имени Хруничева, основная продукция которого - ракеты-носители «Протон» и разгонные блоки к ним, за 2017 году накопил убытков на 23 млрд руб. В этом году состоялся только один пуск «Протона», хотя планировали пять.
Юра, мы все…?
И все же, мне кажется, точка невозврата еще не пройдена.
Я знаю, как настойчиво в той же РКК «Энергия» занимаются со школьниками и студентами, готовя себе будущее. Знаю, как развивается мощный концерн «Российские космические системы», создающий современные приборы. Буквально на себе вытягивает Воронежский механический завод (здесь собирали двигатели, используя некачественный припой) НПО «Энергомаш», в чей холдинг вошло предприятие.
Спасение отрасли – честность, открытость и приход молодых инженеров, конструкторов, техников, управленцев. Вопрос – как это сделать на фоне регулярных неуспехов?
…В прошлые выходные в доме-музее Сергей Павловича Королева варили его любимое сливовое варенье. Музей где только не рекламировал необычное событие в надежде, что придут юные пытливые гости. Из молодых на варенье пришли лишь трое.
А в это время выставки на другой стороне Москвы выставку для любителей комиксов, сериалов и фэнтези - Comic Con штурмовали десятки тысячи подростков...
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«С Лешей все хорошо»: жена российского космонавта Овчинина рассказала об аварии «Союза МС-10»
Российский космонавт Алексей Овчинин и его американский коллега Ник Хейг чувствуют себя хорошо после аварийного приземления в Казахстане. Об этом «Комсомольской правде» рассказала супруга командира экипажа - Светлана Овчинина (подробности)
Путину передадут всю необходимую информацию по инциденту с "Союзом"
Во время старта ракеты-носителя "Союз МС-10" с новым экипажем МКС произошла авария носителя (подробности)
КАК ЭТО БЫЛО
При запуске «Союза МС-10» аварийно отключились двигатели второй ступени
Во время старта «Союза МС-10» с космодрома произошла авария. Отключились двигатели второй ступени.
- Сработала система аварийного спасения, корабль совершил посадку в Казахстане по трассе полета, - сообщили в Роскосмосе (подробности)