Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество24 мая 2018 5:19

Будущее для особенных людей: В Москве программисты учат IT подростков с аутизмом

У ребят с РАС есть способности к программированию. А теперь еще - и шанс получить однажды работу
Сотрудники Mail.Ru Group учат подростков с аутизмом web-разработке и программированию

Сотрудники Mail.Ru Group учат подростков с аутизмом web-разработке и программированию

Фото: предоставлено пресс-службой

Аутизм - для многих это слово звучит как приговор. Согласно недавнему исследованию*, в России четверть родителей особенных детей считают, что они не смогут во взрослом возрасте самостоятельно зарабатывать себе даже на еду. А каждый пятый родитель не уверен, что его ребенок вообще сможет получить образование. Во многом причина - отсутствие специализированной системы обучения для людей с аутизмом. Ресурсных классов, в которых таким детям помогают усваивать обычную школьную программу, до сих пор даже в Москве существует единицы. А шанса получить специальное техническое образование у подростков с аутизмом некоторое время назад не было вообще.

Изменить ситуацию и подарить нормальное будущее особенным ребятам мечтают организаторы курсов обучения IT ребят с аутизмом. Эту уникальную для России образовательную программу запустили в московском Технологическом колледже №21, при поддержке компании Mail.Ru Group.

Колледж - один из немногих в столице, куда принимают ребят с аутизмом. В прошлом году здесь решили начать обучение подростков программированию. И обратились за помощью в Mail.Ru.

На курсе - пять молодых ребят с РАС (расстройство аутистического спектра). Уже почти год, с сентября 2017 года, с ними занимаются программисты Mail.Ru Group - Алексей Халайджи и Андрей Иванов.

Программисты помогают ребятам и используют их сильные стороны при обучении

Программисты помогают ребятам и используют их сильные стороны при обучении

Фото: предоставлено пресс-службой

Мы поговорили с ними о первых успехах их подопечных и особенностях обучения подростков с РАС.

- С чего для вас начиналась программа, почему решили присоединиться к ней?

Андрей: Я увидел у нас в новостях объявление о поиске добровольцев и отозвался. Мне показалось это интересным и захотелось сделать что-то полезное.

Алексей: Мне в принципе интересно преподавание. И когда я увидел объявление от нашего департамента образования “Ищем героя социально-образовательной истории”, то решил, что это отличная возможность стать первооткрывателем. Можно было попробовать свои силы не только в преподавании обычным студентам, но и понять, в чем специфика обучения особенных ребят. Отчасти это был вызов - смогу ли я понятно объяснять и для них тоже?

- До этого вам приходилось общаться с особенными ребятами? Вы как-то готовились к курсам специально?

Андрей: у меня никогда не было подобного опыта. Но перед началом курсов мы общались с педагогом-психологом из колледжа, которая подготовила нас, рассказала, как себя вести, как выстраивать общение.

- Расскажите, пожалуйста, об учениках. Какие успехи они делают, чего успели достичь за время обучения?

Алексей: Ребята - ровесники выпускников школ, им по 16-20 лет. В нашей группе их пятеро. У каждого свои особенности, к каждому мы подходим с индивидуальной программой. Например, у нас есть разделение - часть ребят занимается web-разработкой, часть - программированием. Я курирую первое направление. За месяц-полтора мы с учениками смогли подготовить страницу для конференции, которая проходила в офисе Mail.Ru Group и была посвящена тому, как люди с аутизмом живут в цифровом мире.

Сейчас ученики оттачивают эти навыки: они разрабатывают проект “Метро”, где каждый отвечает за свою ветку и вместе у них получается комплексный сайт. Мы помогаем им, исправляем ошибки и учим новым технологиям, которые они могут сами применять в будущем.

- Какие сложности возникают в процессе обучения у студентов, и как вы научились их преодолевать?

Алексей: По сравнению с обычными студентами, конечно, есть специфика обучения. Во-первых, нужно подбирать язык общения. Кто-то из учеников почти не разговаривает, кто-то наоборот слишком болтливый, и у каждого свой понятийный аппарат. Они не всегда понимают стандартные категории: “больше”, “меньше”, “слева”, “справа”. Они воспринимают многое на уровне образов и важно уловить эти образы, найти ключевые слова и словосочетания. Но помимо этого нужно предлагать им и профессиональные термины, строить связи между их восприятием и этими терминами - чтобы они смогли в будущем работать самостоятельно.

Есть и другая особенность: не всегда можно определить, усвоили ли ученики материал, понятно им или нет. Мы даже не знаем - знают ли они, что такое “понятно”, само по себе это слово. Здесь помогают традиционные методы преподавания - в частности, многократное повторение с небольшим усложнением.

Третий момент, который мы учитываем - ребятам с их образным мышлением легко даются сложные схемы, алгоритмы. Если они понимают, как пошагово выполнять конкретную типовую задачу, они могут повторять ее решение много раз. Усидчивость, трудолюбие - это все у них есть. Они также очень чувствительны к ошибкам, и могут самостоятельно найти их в том, что сами делали много раз, и исправить.

Преподаватели и ученики курса

Преподаватели и ученики курса

Фото: предоставлено пресс-службой

- Вы затронули хорошую тему: сильные стороны ваших студентов. Как вы считаете, какое у них есть будущее в профессии?

Алексей: IT - широкая сфера и человек, который умеет работать с техникой, будет всегда востребован на современном рынке труда. Особенно, если это человек, который умеет решать какие-то задачи, а не просто переносить данные. Если ребят с аутизмом научить делать сайты или программы по шаблонам, добавить им практики - то они смогут безошибочно и быстро выполнять такие типовые задачи. Они смогут и заниматься и такими областями, как автоматизация тестирования приложений, разработка сайтов-визиток и так далее. У них есть трудолюбие, и если они однажды что-то поняли - то они этого уже не забудут.

Андрей: Я добавлю немного: Алексей сказал о том, что они смогут. Но важно, чтобы они захотели это делать. С этим есть проблема, ее нужно решать, мотивировать ребят. Как? Для меня это пока загадка.

- Каким вы видите будущее программы?

Алексей: У нас идет проект с одним колледжем, но на недавней конференции, которая проходила в Mail.Ru Group, мы увидели, что в подобном опыте заинтересованы и другие организации. Сейчас у нас идет подготовка методических материалов, видеокурсов и апробация наших методик. Мы хотим понять, насколько эффективны наши подходы, и улучшать их. Также помимо того, что мы преподаем web-разработку и программирование, в планах - добавить курс по тестированию. Подобный опыт есть за границей: при этом задействуются такие сильные стороны студентов, как способность находить ошибки, готовность к монотонной, трудозатратной работе, требующей повышенного внимания к деталям, терпения.

- Что вам самим дает эта программа? Учитесь ли вы чему-то сами у своих студентов? Может быть, они помогли вам изменить свой взгляд на какие-то вещи?

Алексей: Я развиваю в себе навыки убеждения и объяснения, закаляю терпение - прокачиваю все те качества, которых зачастую не хватает на переговорах по работе. К тому же, когда объясняешь материал, он еще раз структурируется в голове, а когда ты его так подробно “по кирпичикам” раскладываешь - это вдвойне полезно. Мы сейчас планируем выпустить методические материалы - это тоже результат нашей работы, который будет полезен не только нам, но и другим преподавателям.

Андрей: Для меня было открытием, что люди могут не понимать обычные для меня вещи “больше”, меньше”, “слева”, “справа”. Это был новый опыт для меня в общении с людьми - держать постоянно в голове, что человек может просто не понимать таких простых вещей. Теперь, когда я сам что-то рассказываю, задумываюсь - а как люди понимают мои слова?

ДОСЛОВНО

Сергей Марданов, директор по работе с вузами Mail.ru Group

Мы планируем и дальше продолжить работу в колледже: несколько студентов перейдут на второй год и добавятся новые ученики. Но, что важнее, мы хотим вместе с Фондом «Выход» сделать на базе Geekbrains отдельный онлайн-курс для преподавателей и родителей. Благодаря этому курсу взрослые смогут самостоятельно обучать детей с РАС по всей стране. Также мы договорились с рядом педагогических университетов, что они включат этот курс в свои программы и помогут с распространением информации по региональным центрам обучения детей с РАС и школам.

СПРАВКА КП

* Исследование было проведено Mail.Ru Group в преддверии Всемирного дня информирования об аутизме, который отмечается 2 апреля. Исследователи опросили 100 родителей детей с РАС (расстройство аутистического спектра), а также 1000 родителей детей без особенностей развития.

- 72% родителей особенных детей прогнозируют для них серьезные трудности при трудоустройстве. Среди родителей детей без особенностей развития таких всего 7%.

- 53% родителей ребят с РАС считают, что, после 22 лет их дети не смогут самостоятельно себя обеспечивать. Только 13% ответили, что в будущем их детям будет хватать средств на еду и одежду. А 26% думают, что дети не смогут самостоятельно заработать себе даже на еду.

При этом среди родителей детей без особенностей развития 93% верят, что их дети будут иметь достойный заработок. А тех, кто думает, что его ребенок не сможет заработать даже на еду, нет вовсе.

- 28% родителей детей с РАС рассчитывают только на среднее специальное или среднее техническое образование для них. А каждый пятый такой родитель вообще не уверен, что его ребенок сможет получить образование. Только 15% родителей детей с аутизмом задумываются о получении ими высшего образования, в то время как среди родителей детей без особенностей развития таких 89%. Основным барьером для получения образования родители детей с РАС называют отсутствие в нашей стране специализированных программ обучения.