Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество13 марта 2018 8:16

Как любители железнодорожной старины нашли, а потом спасли «ленинский паровоз»

Сто лет назад советское правительство переехало из Петрограда в Москву
Паровоз С-68 - уникальный экспонат Музея железных дорог России

Паровоз С-68 - уникальный экспонат Музея железных дорог России

Фото: Олег ЗОЛОТО

В Музее железных дорог России, который недавно открылся в Петербурге, есть уникальный экспонат: единственный сохранившийся паровоз серии С. Эти паровозы, которые в 1910 году были спроектированы на Сормовском заводе, эксплуатировали затем на протяжении полувека. Перед революцией в Российской империи они считались одними из лучших локомотивов.

О переносе столицы думали еще до революции

Представленный в музее экземпляр своим существованием обязан историческому факту. Сто лет назад, в марте 1918 года именно паровозы этой серии вели состав, на котором члены Совнаркома переезжали из Петрограда в Москву. 16 марта IV Чрезвычайный Всероссийский съезда Советов принял резолюцию, согласно которой «столица Российской Советской Социалистической Республики временно переносится из Петрограда в Москву». Ленин прибыл в Москву пятью днями ранее, 11 марта.

- Еще в 1915 году царское правительство рассматривало вопрос о передаче Москве и другим городам части столичных функций, - сказал корреспонденту «Комсомолки» доктор исторических наук профессор Владлен Измозик. – Через два года уже члены Временного правительства, опасаясь наступления немцев на Петроград, обсуждали перенос столицы в Москву. Интересный факт: осенью, незадолго до Октябрьского вооруженного восстания, в первопрестольную перевезли часть коллекции Эрмитажа.

По словам профессора, в то время у большевиков было несколько причин для того, чтобы, как оказалось очень надолго, а, скорее всего, навсегда, лишить наш город столичного статуса. Во-первых, вся та же угроза наступления немцев: решение о переносе принималось еще до заключения Брестского мира. Во-вторых, в Петрограде было много недовольных новой властью бывших чиновников, а также офицеров и представителей интеллигенции. В-третьих, управлять губерниями гораздо удобнее из Москвы, нежели из расположенного на краю страны града Петрова.

Организацией переезда занимался управляющий делами Совнаркома Владимир Бонч-Бруевич. Вся операция проводилась в условиях строгой конспирации: опасались нападений и террористических актов. Состав, в котором ехал Ленин, тронулся в путь не от Николаевского (ныне Московского) вокзала, а от находящийся на окраине города станции «Цветочная». Это грузовая станция существует и поныне. Она относитcя к так называемой окружной линии Октябрьской железной дороге, одна из ветвей ведет от нее на тупиковую станцию «Новый Порт».

Локомотив стал котельной

Литерный поезд № 4001 вели несколько паровозов. На участке Тверь – Москва это был паровоз С-245. Запомним! Такой номер в свое время имел находящийся в музее экземпляр.

Считалось, что к концу шестидесятых годов прошлого века все паровозы этой серии были разрезаны на металлом. Но в 1978 году в журнале «Техника молодежи» была опубликована статья родоначальника движения любителей железных дорог кандидата технических наук Александра Никольского. Там речь шла о том, что на Московском заводе железобетонных изделий в качестве котельной используется единственный сохранившийся паровоз С-68.

- Прочитав статью, я помчался в московский Клуб железнодорожного моделизма, где занимались увлеченные этим делом ребята, - вспоминает ныне председатель Общества любителей железных дорог, а тогда студент Алексей Вульфов. – Мы поехали на завод.

Фото: предоставлено Алексеем Вульфовымю Вот так выглядел ставший знаменитым паровоз перед реставрацией

Фото: предоставлено Алексеем Вульфовымю Вот так выглядел ставший знаменитым паровоз перед реставрацией

По словам председателя, сохранность паровоза, если можно так выразиться, составляла шестьдесят процентов: в частности, были целы колеса, котел, рама. Добраться до него оказалось очень непростым делом: завод готовился к переезду, вблизи лежали груды различного мусора. « Потратив половину своей студенческой стипендии, я однажды нанял бульдозериста, который расчистил дорогу к паровозу», - говорит Вульфов.

Помог горком партии

Энтузиасты освободили локомотив от прикрепленных к нему со всех сторон труб, отбойными молотками долбили бетонную плиту, в которую был вмурован паровоз. Но им очень хотелось восстановить машину. А решение об этом могло быть принято только на достаточно высоком государственном уровне.

- И тогда я предложил: давайте через прессу сообщим, что паровоз этой серии в марте 1918 года доставлял советское правительство из Петрограда в Москву. А потому его нужно реставрировать и установить на Ленинградском вокзале, - рассказывает Алексей Вульфов. – Наш старший товарищ, увы, уже покойный Александр Сергеевич Никольский, поддержал эту идею.

В конце семидесятых-начале восьмидесятых годов действенность газетных публикаций была гораздо сильнее, нежели сейчас. Но, думается, и четыре статьи в «Гудке», авторы которых возмущались, почему при бездействии должностных лиц заехал в тупик ленинский паровоз, не помогли бы энтузиастам. К счастью, у них нашелся еще один союзник. Это – известный историк-архивист и литератор Юлиан Толстов, который, говоря языком того времени, имел влияние в Московском горкоме КПСС. И он добился того, что «паровозный вопрос» попал в поле зрения «хозяина столицы», первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина. В результате всех усилий вышло распоряжение Министерства путей сообщения: доставить паровоз в депо Ховрино Октябрьской железной дороги, где и началось его восстановление.

Семьсот листов чертежей

К работе подключились несколько предприятий. Но для начала надо было найти чертежи паровоза.

- К сожалению, я по молодости не запомнил имени и фамилии человека – тогда тяжело больного ветерана депо Сонково Октябрьской дороги, который спас эти чертежи от уничтожения, - говорит председатель Общества любителей железных дорог. – Но тогда я нашел его, приехал, и он согласился отдать альбом чертежей. Это примерно семьсот листов, общей массой шесть-семь килограммов. Все размеры, естественно, были в футах и дюймах. И, представляете, инженер-конструктор Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, член нашего клуба Николай Андреевич Волков фактически вручную, компьютеров тогда не было, перевел все размеры в метрическую систему.

В первое воскресенье августа 1983 года, когда отмечался один из самых почитаемых в нашей стране профессиональных праздников – День железнодорожника, в депо Ховрино состоялся митинг, посвященный завершению работ. Восстановленный паровоз, получивший «ленинский» номер С-245, сверкал всеми своими гранями. «То, что удалось сделать общими усилиями, считаю настоящим чудом», - говорит Алексей Вульфов.

Шушары-Варшавский вокзал-Музей железных дорог

Однако принятие решения об установке паровоза на Ленинградском вокзале затягивалось, а потом наступила перестройка, и стало понятно, что его вообще не будет. Тогда локомотив перегнали в подмосковный город Щербинка, где планировалось открыть железнодорожный музей.

- Но и этот музей открыт не был, и в 1997 году, прицепив легендарный паровоз к тепловозу, мы окружными путями перевезли его в Шушары, там в то время находился железнодорожный музей, - рассказывает заведующий сектором техники Музея железных дорог России Игорь Тимофеев. - Через четыре года его отправили на Варшавский вокзал, а недавно он занял почетное место в нашем музее. Вскоре паровозу вернули его настоящий номер С-68. Сотрудники столичного Музея Ленина против этого не возражали.

В такого типа вагоне ехали в Москву члены Совнарком

В такого типа вагоне ехали в Москву члены Совнарком

Фото: Олег ЗОЛОТО

Добавим, что в Музее железных дорог России есть и вагон, на котором «вождь мирового пролетариата» мог в марте 1918 года переезжать из Петрограда в Москву. Оригинал, к сожалению, не сохранился.

Паровоз-памятник на Финляндском вокзале

В Петербурге на Финляндском вокзале в стеклянном павильоне стоит паровоз-памятник H2-293, на котором в октябре 1917 года Владимир Ленин вернулся Петроград. Этот локомотив долгое время работал в Финляндии, а в 1957 году, когда отмечалось сорокалетие Октябрьской революции, финское правительство передало его СССР

Кстати

Перенос столицы из Петрограда в Москву спас от разрушения многие уникальные архитектурные ансамбли нашего города. Любопытный факт. Те белоэмигранты, которые вернулись в СССР после завершения Второй мировой войны, говорили, что в Ленинграде им ориентироваться гораздо проще, нежели в почти полностью перестроенной Москве.