Премия Рунета-2020
Томск
-1°
Boom metrics
Томское образование28 декабря 2017 3:14

Трудом и умением

Непрерывное педагогическое образование профессионалам необходимо, убеждены в коллективе МАОУ СОШ№14 имени А.Ф. Лебедева г.Томска
Обсуждение индивидуальной образовательной программы: групповая работа. Фото предоставлено МАОУ СОШ №14.

Обсуждение индивидуальной образовательной программы: групповая работа. Фото предоставлено МАОУ СОШ №14.

Кто скажет, когда появилась идея непрерывного образования? Она стара как мир и отражена в пословицах - «Век живи - век учись» (русская), «Знания, которые не пополняются каждый день, убивают нас» (английская), «Не страшись незнания - бойся не научиться» (китайская). Народная мудрость во многом созвучна с профессиональным педагогическим стандартом, в котором, в частности, сказано: «В стремительно меняющемся открытом мире главным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Каждое учебное заведение ищет свои подходы к реализации этого принципа. В средней общеобразовательной школе №14 имени А. Ф. Лебедева г.Томска возможности перенимать и передавать профессиональный опыт используются активно и результативно.

Без барьеров и преград

- Новой школе нужен новый учитель, - говорит Татьяна Мисякова, директор МАОУ СОШ №14 им. А. Ф. Лебедева г. Томска. - Развитие системы российского образования взаимосвязано с практическим решением вопросов развития и роста профессиональной компетенции педагога. Это, считаю, должно проявляться в том числе в преодолении учителем собственных профессиональных барьеров, устоявшихся стереотипов деятельности. Педагоги обязаны не просто предоставлять определенную сумму знаний - нам важно научить детей учиться. Значит, мы в первую очередь сами должны обладать таким умением. В нашей школе созданы необходимые условия, в которых рост педагогов происходит постоянно.

Профстандарт педагога был принят в 2013 году, его внедрение запланировано с 1 сентября 2019 года. Учителя СОШ №14 вплотную готовятся к этому. В соответствии с планом мероприятий, утвержденным приказом директора, в новом учебном году прошли педагогические чтения по теме «Профессиональный стандарт педагога - основа развития современного образования». В докладе замдиректора по научно-методической работе Евгении Хмельницкой подробно рассматривались особенности и цели введения профстандартов, этапы перехода, структура профстандарта педагога.

- Школьными методобъединениями проведено детальное изучение этого документа и анкетирование для выявления возможных затруднений, связанных с требованиями профессионального стандарта, - рассказала Евгения Борисовна, - а также подробно проработаны образовательные задачи для педагога по преодолению педагогических дефицитов, действия по реализации образовательных задач. Сейчас идет работа по реализации Индивидуальных образовательных программ педагогов, составлен ежегодный план внутришкольных мероприятий по повышению квалификации педагогических работников. Планка задана высокая, ей необходимо соответствовать прежде всего в интересах наших учеников. Ведь мы формируем личности людей будущего: конкурентоспособных, успешных, активных.

Ко мне, удача!

Профессиональный рост педагога в пределах открытого образовательного пространства может осуществляться различными способами: через обмен опытом, участие в семинарах, конференциях, конкурсах различного уровня. Например, молодой преподаватель русского языка и литературы Анастасия Дукмас (в 2016 г. она стала победителем регионального конкурса «Педагогические горизонты») недавно вернулась из Москвы, где стала победителем Всероссийского конкурса «Мой лучший урок».

Большой пласт работы выполняется в рамках стажировочных площадок. Так, в 2016-17 учебном году в школе действовала муниципальная площадка по теме «Организация образования детей с ОВЗ в условиях средней общеобразовательной школы» (руководитель - Светлана Лукьянова, учитель биологии, значительный вклад в реализацию проекта внесла Евгения Суркова, учитель-логопед). Был обобщен 10-летний опыт, наработанный педагогами в рамках инновационной площадки, который они представили своим коллегам из других школ. В 2017-18 году организовано две стажировки: «Компетентностная и ситуационная задача как средство формирования метапредметных компетенций обучающихся» (руководитель - Сергей Половников, учитель химии) и «Формирование проектно-исследовательских компетенций участников сетевого образовательного пространства (руководитель - Анастасия Дукмас, учитель русского языка и литературы, консультант - Елена Ковалевская, доцент кафедры историко-филологического факультета ТГПУ, кандидат педагогических наук). Все площадки укладываются в рамки профессионального развития педагогов и направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования. Рядом с творчески активными учителями дети ведут научно-исследовательскую проектную деятельность, набираются знаний и умений. Они учатся учиться постоянно, как того требует современная жизнь.