Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество13 августа 2017 22:00

Потерянный полет

80 лет назад во время перелета через Северный полюс в Америку исчез самолет с экипажем прославленного героя Сигизмунда Леваневского
Вылетели 5 августа 1935 года на самолете АНТ-25 конструкции Туполева

Вылетели 5 августа 1935 года на самолете АНТ-25 конструкции Туполева

Фото: фотохроника ТАСС.

Теперь-то уже мало кто вспомнит, что в первый беспосадочный полет через Северный полюс в Америку Сталин отправил именно его, Леваневского, хотя и были пилоты получше. Вторым пилотом был Георгий Филиппович Байдуков - он-то и рассказал мне, как это было на самом деле.

Вылетели 5 августа 1935 года на самолете АНТ-25 конструкции Туполева. Второй пилот - Байдуков, штурман - Виктор Левченко. Еще и до Кольского полуострова не долетели, как из единственного двигателя буквально струей стало выбивать масло. Ничего страшного, рассказывал Байдуков, просто слишком много залили масла, механики перестарались. А Леваневский занервничал, приказал Байдукову ложиться на обратный курс - тот сидел за штурвалом, и напрасно второй пилот пытался командира успокоить: Леваневский выхватил маузер, ткнул им в бок Байдукову и прокричал в самое ухо: «Поворачивай! Иначе я за себя не отвечаю!» Вернулись.

И вот теперь - 12 августа 1937 года. Уже пролетели над полюсом и достигли Америки два наших экипажа - Чкалова и сразу за ним - Громова. Леваневский во второй раз пытает свою судьбу. Он спокоен, уверен в себе и в самолете Н-209, четырехмоторном - на машине с одним двигателем он лететь отказывался категорически. Перед трапом у самолета стоит весь экипаж: второй пилот Н. П. Кастанаев, первый бортмеханик Г. Т. Побежимов, бортмеханик Н. Н. Годовиков, штурман В. И. Левченко, радист Н. Я. Галковский. Многие из провожавших отметили, что все, кроме командира, казались подавленными… Самолет предельно нагружен: в газетах не писали, по радио не говорили, но Леваневский предполагал сделать свой перелет первым коммерческим. На борту упаковки с мехами, бочонки с черной икрой, множество дорогих русских сувениров, изделия палехских мастеров - американцы, несомненно, все это оценят соответствующим образом.

Первые радиограммы Леваневского бодры, уверенны: пролетели над Волгой, высота полета - 820 метров, скорость - 205 км/час. Над Арктикой поднялись до 2500 метров, внизу сплошные облака. С циклоном, конечно же, встретились, и Леваневский, скорее всего, попытался его обойти. Пролетели над полюсом. И вдруг тревожное сообщение: «Крайний правый мотор выбыл из строя… Идем в сплошной облачности». Двигатели левого крыла стали перегребать единственный правый, тяжелый груз ежесекундно давал знать о себе… Обрывок последней радиограммы: «…приземляемся в…». И все. Точка. Самолет умолк в эфире. Исчез навсегда.

Много позже, уже после Великой Отечественной, стали появляться сообщения о невероятных находках в районе якутского озера Себян-Кюель. Местные охотники нашли могилу с дощечкой, где были написаны имена погибших… Видели как будто бы и тело летчика, одетого, как Леваневский перед самым стартом на фотографии… И ничего вполне достоверного. Одна экспедиция сменяла другую - даже будто бы и очертания самолета выявил эхолот на дне озера…

Сталин круто наказал всех, кто имел хотя бы какое-то отношение к подготовке полета.