Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Туризм25 июля 2017 13:55

Правила провоза ручной клади в самолете: параметры веса и размера бесплатного провоза багажа изменят в 2017 году

Минтранс предложил новые правила провоза ручной клади в самолете: размер и вес бесплатной ручной клади в 2017 году изменится. Чиновники и депутаты продолжают ужесточать нормы для авиапассажиров
Совет Федерации одобрил поправки в Воздушный кодекс, отменяющие гарантированное право пассажиров на 10 кг бесплатного багажа.

Совет Федерации одобрил поправки в Воздушный кодекс, отменяющие гарантированное право пассажиров на 10 кг бесплатного багажа.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«У нас и за трусы могут заставить платить», - вздохнул в ответ на мою просьбу о комментарии один из экспертов авиарынка. Боюсь, он не так уж далек от истины.

Совет Федерации во вторник, 25 июля, одобрил поправки в Воздушный кодекс, отменяющие гарантированное право пассажиров на 10 кг бесплатного багажа (размер и вес бесплатной ручной клади в 2017 году изменится). Теперь в стоимость невозвратных авиабилетов багаж может вообще не входить. Нужен чемодан - плати. А практически все дешевые билеты как раз по невозвратным тарифам и продаются. Так что новшество коснется миллионов пассажиров. Поправки вступают в силу через два месяца после официальной публикации, то есть с конца сентября - начала октября.

А Минтранс во вторник опубликовал проект поправок в Федеральные авиационные правила. Самое важное в них - про ручную кладь в самолете, причем это касается уже пассажиров с любыми билетами - и возвратными, и невозвратными. Что хотят поменять чиновники?

1. Минимальный вес ручной клади, которую пассажир может взять на борт самолета, - 5 кг. И это хорошее новшество, поскольку сейчас минимум нигде не прописан, все отдано на откуп авиакомпаниями. Некоторые как раз 5 кг в эконом-классе и разрешают - «Уральские авиалинии», например. «Аэрофлот» и S7 - по 10 кг. Даже если поправки примут, они вполне могут щедрую норму оставить.

2. Существенно сократят список вещей, которые пассажир может взять в салон вдобавок к ручной клади. Их не взвешивают, бесплатная норма их не касается, бирки на них не вешают. Сейчас в списке личных вещей 13 предметов, предлагается оставить 5.

Что останется: дамская сумочка или портфель; детское питание на время полета; костюм в портпледе; детская люлька; костыли и складная кресло-коляска:

Что хотят исключить из списка бесплатных вещей: ноутбук; фотоаппарат и видеокамеру; мобильный телефон; папку для бумаг; печатные издания для чтения в полете; трость; зонт; букет цветов; верхнюю одежду.

И тут возникает масса вопросов. Ну ладно мобильный телефон - мы его обычно носим в кармане или сумочке, да и легкий он, перевеса не создаст. А вот фотоаппараты и ноутбуки? Журналист летит в командировку - ему нужна профессиональная камера, большая и тяжелая, и ноутбук, снимки обрабатывать и тексты писать. Уже двумя этими предметами он перекроет бесплатную норму в 5 кг. В багаж ведь хрупкую технику не сдашь. Значит, придется платить. Или летать теми авиакомпаниями, чьи нормы гуманнее. Но и тут много «но»: а летают ли они в нужный город, а не заоблачны ли у них цены...

Интереснее всего с верхней одеждой. Страна у нас северная, зима долгая. Вылетать из Архангельска или Якутска, засунув теплые куртки и шубы в чемодан? А если к самолету не по рукаву идти, а в автобусе ехать, где окна инеем покрыты? Будут ли считать ручной кладью и втискивать в бесплатные 5 кг верхнюю одежду, если пассажир в нее одет? Или только ту, что в руках или в пакете?

Да, в правилах прописан минимум. Авиакомпании могут придумать свои условия, которые будут лучше. Но это уже дело доброй воли. А практика показывает, что и к нынешнему списку в 13 предметов можно подойти с всей жесткостью. Как это делает «Победа»: фотоаппарат беслатно, но только без чехла, в портпледе - только костюм, и ни единой вещицы больше, модную сумочку с двумя лямками в полет взяли - платите, это уже рюкзак, а его в списке нет. А что ж будет при сокращенном варианте?

Пока проект вынесен на общественное обсуждение , оно продлится до 4 августа. Предполагаемая дата вступления в силу — ноябрь 2017 года. Участвовать в обсуждении, кстати, имеют право и пассажиры, предложения принимают по электронной почте: sukharnikovaea@mintrans.ru. Может, не в соцсетях и на кухнях обсуждать, каково будет летать зимой без теплой одежды, а написать чиновникам?

А пока - летим в отпуск по прежним правилам, мобильники и фотоаппараты везем бесплатно.

А КАК У НИХ

Есть ли в мире подобные ограничения?

- В Евросоюзе и США багаж и ручную кладь законы вообще никак не регулируют, - комментирует PR-директор туристического поисковка Aviasales Янис Дзенис. - По идее, авиакомпании могли бы просить с пассажира деньги за все. Но они этого не делают.

Даже самый прожженный лоукостер Ryanair разрешает взять в салон 2 сумки - одну весом до 10 кг, вторую небольшую, чтоб под сиденьем умещалась. У другого лоукостера, EasyJet, вообще нет ограничений по весу ручной клади, только по габаритам (50х40х20 см). В большинстве своем зарубежные авиакомпании позволяют взять на борт 8 - 10 кг. Никакой Минтранс их не заставляет, просто за клиентов борются.

- Такого, чтоб отдельно верхнюю одежду считали, в мире нет. Мне кажется, и у нас это ложная тревога, - оптимистично настроен Янис Дзенис.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Аркадий Гинес, директор по развитию OneTwoTrip:

- Если поправки действительно будут приняты, то поначалу они, скорее всего, вызовут непонимание со стороны пассажиров. Однако, если летать по новым тарифам станет выгоднее, люди будут готовы следовать и новым правилам. Об этом в том числе свидетельствует и опыт зарубежных лоукост-авиакомпаний. Покупая билет за 20-30 евро, пассажиры понимают, что неточное следование правилам перевозчика (относительно багажа или самостоятельной регистрации на рейс) приведёт к дополнительным расходам, сопоставимым со стоимостью билетов. Поэтому те, кто хочет путешествовать максимально бюджетно, внимательно изучают правила и следуют им.

К тому же, авиакомпании вряд ли будут сверх строго следить за выполнением правил, стараясь сохранять клиентоориентированность.

Помимо этого, для строго следования обновленным правилам, нужно будет внести изменения в процедуру регистрации и посадки. Они явно будут заниматься больше времени, и вряд ли авикомпании в этом заинтересованы. В Европе даже лоукостеры с самыми строгими правилами нередко дают послабления пассажирам, например, разрешают провозить в ручной клади сумки, которые незначительно превышают разрешенный вес или размер.

-

-

Фото: Рушан КАЮМОВ