Премия Рунета-2020
Крым
+17°
Boom metrics
Общество5 мая 2017 9:11

Ликвидация по-крымски: Рассекречивать немецких шпионов помогали слесари и уборщицы

Историк Светлана Кузяева, основываясь на данных Центрального архива ФСБ, восстановила картину зачистки полуострова от пособников гитлеровцев в 1944 году
Торжественный парад крымского полицейского батальона. Фото: Национальный цифровой архив, Варшава.

Торжественный парад крымского полицейского батальона. Фото: Национальный цифровой архив, Варшава.

Весной 1944 года на крымскую землю вошли долгожданные бойцы 4-го Украинского фронта, Отдельной Приморской армии, а также Черноморского флота и Азовской военной флотилии. А по пятам за ними следовали контрразведчики Наркомата обороны «Смерш» («Смерть шпионам!»), чье командование подчинялось лично Сталину.

К моменту начала Крымской стратегической наступательной операции контрразведчики собрали ценную информацию о деятельности на полуострове немецких и румынских спецслужб, а также их пособников из числа местных жителей - профессиональных агентов, уголовников, белоэмигрантов и дезертиров.

Диверсантская школа под Симферополем

Наиболее разветвленную структуру удалось сколотить «Черноморской абверкоманде», которая действовала на Кубани и в Крыму. Кадры абверкоманда готовила в школе, открытой в селе Тавель (сейчас Краснолесье) Симферопольского района. «Образовательная» программа школы была обширной, в ней учили разведчиков, радистов и диверсантов.

Пособники нацистов в Крыму. Фото: na-skryzhalyah.blogspot.com

Пособники нацистов в Крыму. Фото: na-skryzhalyah.blogspot.com

- Только в первые дни наступательной операции «Смерш» арестовал 33 курсантов тавельской школы, - рассказывает Светлана Кузяева. - Но за год до наступления школу передислоцировали, и часть обучавшихся разбрелась по крымским селам или примкнула к партизанам. Их помогали разоблачать местные жители. Другие «тавелевцы» подались добровольцами в Красную Армию, тех выявляли уже агенты-опознаватели на сборно-призывных пунктах.

Уборщица под прикрытием

Еще одна спецшкола, где ковались диверсионные кадры, работала в Евпатории, в здании бывшего детского санатория НКВД. Здесь обучались военнопленные кавказцы, которых забрасывали с заданиями в Грузию и Осетию. Когда немцы отступили, обслуживающий персонал - от официантов до слесарей - как мог помогал контрразведчикам разоблачать диверсантов. В архивах ФСБ сохранилась фамилия уборщицы Новосельцевой, крымской Маты Хари.

- Имя ее неизвестно, - говорит Кузяева. - Работая у немцев, Новосельцева добыла список из 23 агентов и 14 фотографий обучавшихся в школе. Женщина, рискуя жизнью, хранила все это, чтобы передать нашим спецслужбам.

Партизаны в Ялте, 1944 год. Фото: infoglaz.ru

Партизаны в Ялте, 1944 год. Фото: infoglaz.ru

В апреле в Симферополе задержали гражданку Гавриченко, трудившуюся в абвергруппе во главе с обер-лейтенантом Эберстом. Она шпионила в местах скопления горожан, докладывала об их настроениях и выдавала недовольных оккупационным режимом.

По словам Светланы Кузяевой, причину сотрудничества с врагом Гавриченко объяснила тем, что полюбила одного из шпионов, вышла за него замуж, а потом просто помогала мужу в работе. Правда, сам благоверный перед советским наступлением улетел в Румынию, а вот супруга осталась. Но и Родине она пригодилась: Гавриленко выдала 21 подчиненного Эберсту и ее оставили при отделе «Смерш» опознавателем.

Поздравление Гитлера

Жители освобожденного села Спат Симферопольского района выдали контрразведчикам старосту волостной управы Ефименко. Тот организовывал отправку местной молодежи на работы в Германию и активно печатался в газете «Голос Крыма», на страницах которой агитировал односельчан активнее бороться с подпольем. На тех же страницах Ефименко от имени крымчан однажды поздравил с днем рождения Гитлера.

- В ходе допроса Ефименко выяснилось, что это еще не все его «подвиги», - говорит Кузяева. - По его доносу каратели хватали еврейские семьи и убивали всех, включая младенцев и стариков, а трупы сбрасывали в колодец. В мае 1944 года Ефименко расстреляли.

В Севастополе контрразведчики вытащили из подвала прятавшегося гражданина Еремеева. Шофер по профессии, он отказался от эвакуации, а затем поступил на службу к немцам.

После очередной партизанской вылазки в Севастополе, 1942 год. Фото: bundesarchiv.de

После очередной партизанской вылазки в Севастополе, 1942 год. Фото: bundesarchiv.de

- Я вывозил из тюрьмы приговоренных к расстрелу советских граждан, - рассказал Еремеев на допросе. - Их сажали в машину по 10-12 человек, я их увозил обычно в район Балаклавы, где их расстреливали в противотанковом рву и окопах от бомб. За время моей службы мне пришлось совершить около 30 таких рейсов. После того как немцы расстреливали свои жертвы, меня заставляли закапывать трупы.

Добровольцы-оборотни

Самые крепкие сети смершевцы развернули на сборно-призывных пунктах.

С началом в Крыму мобилизации на СПП хлынули потоки добровольцев, желающих отправиться на фронт. Публика там была разная - как выжившие в оккупации патриоты, так и завербованные крымчане, получившие от немецких хозяев задание внедриться в ряды красноармейцев.

Бывший старший следователь Джанкойской службы безопасности Нечаев специализировался на жестоких допросах партизан и просоветски настроенных жителей района. Староста общины села Бишуэйли Дикой запомнился односельчанам тем, что однажды сдал оккупантам весь припрятанный запас хлеба общины, за что получил в награду 4 лошади и 15 гектаров земли.

А попавший в плен к немцам командир артиллерийского полка Павлов, которого в 1944-м тоже сцапали на СПП, решил податься в инструкторы. Он, по словам Кузяевой, готовил диверсантов и агитаторов из числа красноармейцев, завербованных в немецких лагерях в Крыму. Он же и сдал потом своих учеников, которые при эвакуации разведшколы в Одессу под видом сбежавших из плена красноармейцев внедрились в партизанские отряды.

ЦИФРЫ

В апреле 1944 года 44 754 крымчанина подлежали мобилизации.

Среди них «Смерш» выявил:

500 - немецких разведчиков, контрразведчиков и полицаев

276 - предателей и пособников

237 - старост

1069 - участников добровольческих формирований

604 - служивших в регулярных немецких частях

При подготовке текста использованы материалы «Военно-исторического журнала» и Центрального архива ФСБ РФ