Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+10°
Boom metrics
Выбираем квартиру9 марта 2017 16:29

Закрытый двор - мечта преступника

Самые заманчивые рекламные фишки новостроек в реальной жизни могут привести к неприятностям, уверен член совета директоров группы компаний «Ленстройтрест» Дмитрий Карпушин

Современному покупателю и думать не надо, какой жилой комплекс подойдет ему лучше всего. Ответ на этот вопрос давно дала реклама. Яркий дом, утопающий в зелени, и обязательно безопасный, огороженный двор, куда спокойно можно отпускать гулять детей. И, конечно же, компактные планировки, которые сэкономят деньги новоселов.

Спорить с этим сложно. Новое жилье часто покупают «на последние». Если при этом жильцы ничего не теряют (планировки-то компактные!), то что плохого в студиях и «однушках»? Вот они и лидируют в списке самых популярных квартир.

Что касается закрытой придомовой территории, то в нашем сознании она всегда ассоциировалась с безопасностью. Наверное, именно поэтому появление огороженных дворов, куда не могут попасть посторонние, стало чуть ли не пределом мечтаний наших граждан.

- Да, так и есть. Именно забор горожане воспринимают как гарант безопасности, - соглашается Дмитрий Карпушин. - И именно в этом они ошибаются. Почему? Во-первых, двор не может быть закрытым, как военная база, так что при желании попасть туда легко. Во-вторых, как раз пустые дворы и малолюдные улицы гораздо опаснее, чем оживленные места. Сами подумайте, где проще кого-нибудь ограбить? Там, где нет свидетелей, тех, кто может вызвать полицию и запомнить нарушителей, где есть пышная растительность, из-за которой не видно, что происходит.

- Допустим. Но чем плохо малогабаритное жилье?

- Само по себе ничем. Хорошо, если студии, одно-, двух- и трехкомнатные квартиры запроектированы в разумных пропорциях. Дело в том, что малогабаритное жилье покупается, как правило, для сдачи в аренду. И часто его снимают гастарбайтеры, женщины легкого поведения и студенты, а также криминальные элементы, которым нужна «точка». Хотели бы вы иметь таких соседей? А ведь сегодня в Петербурге и пригородах строятся дома, в которых доля студий и однокомнатных квартир может превышать девяносто процентов. Жить в них, поверьте, не очень безопасно.

- Не слишком ли категоричное заявление? Есть масса примеров, когда студии снимают молодые пары, одинокие люди…

- Вот им как раз стоит выбирать студии и «однушки» в домах, где меньше студий и «однушек», чтобы оказаться в благоприятном социальном окружении.

- Хорошо, давайте вернемся к закрытым дворам. Ваше утверждение, что они небезопасны, вызывает больше вопросов. Как, например, туда могут попасть посторонние?

- Если речь идет о небольших домах, где соседи друг друга знают, то никак. Но когда в доме за пятьсот, а то и за тысячу квартир и, кроме самих жильцов, во двор постоянно проходят их друзья и знакомые, зайти туда не проблема. Часто злодей выбирает жертву у метро, «ведет» ее до укромного места и там без лишних свидетелей грабит.

- А почему вы думаете, что двор в многоэтажке, где живут тысячи людей, будет пустым?

- Это не я так думаю, это существующая реальность. Если вы заглянете во дворы большинства новостроек, то увидите детские площадки, на которых гуляют мамы или бабушки с детьми. Даже в выходные дни там нет мужчин, которые обеспечивают порядок просто своим присутствием. Современные дворы, к сожалению, «заточены» только под молодых мам, взрослым мужчинам там места нет.

- Разве мамочки с детьми не могут стать наблюдателями и свидетелями?

- Могут, но только во время своих прогулок.

- Если оставить двор открытым, он станет безопасным?

- Сам по себе - нет. Самые безопасные - это оживленные дворы и улицы. Об этом говорят работы ведущих мировых специалистов, и это подтверждает наше исследование. А чтобы сделать место оживленным, важно помнить, что людей привлекает разнообразие возможностей времяпровождения: покупки, посещение клубов по интересам, кафе или центров сервиса и досуга. Кроме того, люди любят наблюдать за оживленной улицей, невольно становясь потенциальными свидетелями. Эта склонность очень заметна по посетителям кафе, сидящим за столиками у окна, она и дает безопасность - мало кто станет нарушать закон у всех на глазах. Если же улица пустынна, то маршрут до закрытого двора тоже окажется небезопасен.

- Получается, безопасно там, где есть магазины, кафе, салоны красоты, аптеки?

- Да. Например, мы специально сравнили застройку и обстановку в двух дворах Приморского района Санкт-Петербурга. В одном - длинные дома сложной конфигурации, образующие замкнутое пространство с разросшимися деревьями и кустарниками, на первых этажах практически нет коммерческих помещений. В другом - несколько более компактных домов, они создали менее замкнутый двор с аккуратной растительностью, где были не только детские, но и спортивные площадки, кафе, магазины. Так вот в первом дворе количество грабежей было выше более чем в два раза, насильственные преступления совершались в четыре-пять раз чаще, административные проступки - в три раза чаще.

- Кроме этого, что еще может влиять на безопасность?

- Добавлю два аспекта. Первый - неожиданный: ровные пешеходные дорожки (в сочетании с освещенностью). Офицеры полиции обратили наше внимание вот на что: человек, бредущий в темноте по ухабам, смотрит под ноги, ничего не видит вокруг и становится более удобной жертвой для грабителя. И второй аспект: в закрытые дворы очень часто с трудом попадают те, кто обеспечивает нашу безопасность, - пожарные машины, бригады скорой помощи и полицейские.

- А вот результаты опроса, который мы провели на нашем сайте в рамках проекта «Чего мы не знаем о жилье?», говорят о том, что большинство горожан хотели бы жить в доме, где первые этажи заняты только квартирами…

- Лично я в таком доме жить не хотел бы. Мы проводили исследования на основе серьезного объема правоохранительной статистики. Чем многолюднее двор и улица, тем они безопаснее.